Запрет атомного оружия

Оказавшись под давлением двух прямо противополож­ных сторон — миролюбивого общественного мнения, требо­вавшего полного, и военно-монополистических кругов США, добивавшихся его использо­вания в своих интересах, американское правительство назначило так называемый комитет Ачесона, занимавшего в тот момент пост заместителя государственного секретаря, и в дополнение к нему консультативную группу Лилиен­таля, председателя Комиссии по атомной энергии США для подготовки проекта соглашения об установлении меж­дународного контроля над атомной энергией и для разра­ботки «научно-политических основ» своей атомной дипло­матии. Опубликованный этими группами 17 марта 1946 г. до­клад предлагал создать международный орган по развитию атомной энергии с весьма обширными полномочиями в об­ласти «владения и аренды собственности», осуществления «добычи, производства, исследований, выдачи лицензий, инспектирования, продажи пли любых других необходи­мых операций». Это предложение об установлении между­народного контроля над атомной энергией, говорилось в докладе, означает собой «сознательную, осмотрительную и планомерную попытку создать вместо конкурентного развития атомных вооружений систему безопасности между странами земного шара, которая предоставит за­щиту против внезапной атаки с использованием атомного оружия». Доклад Лилиенталя — Ачесона умалчивал о том, кому будет подчиняться международный атомный орган и как будут выноситься его постановления. Исходя из желательности сохранения атомной монополии США, авторы доклада вместе с тем предупреждали, что монопо­лия эта «в любом случае со временем исчезнет», и остав­ляли в какой-то мере открытой дверь для переговоров с СССР и другими державами.