Управления ресур­сов национальной безопасности

В дальнейшем все боль­шую роль в деятельности совета стали играть вице-прези­дент, директор ЦРУ, председатель Комитета начальников штабов США, директор Программы взаимного обеспече­ния безопасности, председатель Комиссии по атомной энергии, представитель США в ООН, министр внешней торговли, руководитель ЮСИА, наконец, специальный по­мощник президента по вопросам национальной безопас­ности, в руках которого постепенно сосредоточился конт­роль за всей текущей работой СНБ. При разных президентах Совет национальной безопас­ности играл различную — то большую, то меньшую — роль в военной и внешнеполитической деятельности США. При Трумэне и Эйзенхауэре он выступал в качестве коллектив­ного советника и консультанта президента, центра рас­смотрения важнейших альтернатив и решений. Позднее он все больше стал превращаться в часть исполнительного аппарата, находящегося при самом президенте и готовя­щего для него возможные варианты проведения политики. В рамках СНБ создавались различные «оперативные» подразделения, призванные усилить то тот, то другой ас­пект деятельности США на мировой арене (Бюро психо­логической стратегии в 1951 г., Специальная «антипартизанская группа» в начале 60-х годов и т. д.). При Д. Кеннеди, в частности, состав и функции СНБ были таковы, что он, по оценке одного из американских дипломатических экспертов, Г. Фэрнеса, «стал персональ­ным внешнеполитическим штабом при президенте», «ма­лым государственным департаментом в Белом доме» Параллельно с созданием и расширением новых госу­дарственных учреждений, связанных с дипломатической деятельностью, в США проходил непрерывный общий про­цесс концентрации власти и полномочий (в том числе при­нятия основных внешнеполитических решений) в руках все более ограниченного числа представителей правящей элиты страны.